Современные пекарные технологии:
кондиционирование тестовых заготовок в вакуумной камере
Многие пекарни в Европе используют для
кондиционирования тестовых заготовок
традиционное холодильное оборудование.
Филиальные предприятия поставляют
в свои магазины нерасстоявшиеся,
частично расстоявшиеся или полностью
расстоявшиеся продукты для того, чтобы
в течение всего дня в пекарных установках
магазинов мог выпекаться свежий продукт.
Проблему в обращении с такими тестовыми
заготовками, в частности, составляет
транспортировка в охлажденном виде на
всех этапах, оптимальные условия хранения
на местах или определение степени
расстойки пекарями-продавцами. Какие-либо отклонения по этим позициям ведут к
отклонениям в качестве выпечки.
Поэтому, прежде всего, торговые
предприятия пытаются перестраховаться и
практикуют продажу полуиспеченных или
недопеченных полуфабрикатов напрямую
покупателю либо выпекают их в пекарных системах магазинов. Преимущества:
недопеченные продукты нечувствительны,
их не нужно транспортировать на
противнях, предустановленные программы
выпекания и нормированные свойства
полуфабрикатов обеспечивают равномерное,
воспроизводимое качество конечной
выпечки.
Многим пользователям все эти
преимущества в избытке компенсируют
небольшие потери в качестве по сравнению
с выпечкой из свежего теста. Цель новейших
систем вакуумного охлаждения состоит
в повышении качества недопеченных
полуфабрикатов, упрощении и удешевлении
производственного процесса.
Отличие вакуумного охлаждения от традиционного конвекционного
Вакуумное охлаждение представляет собой сверхбыструю технологию охлаждения недопеченных или полуиспеченных полуфабрикатов, обеспечивающую дополнительную стабилизацию выпечки и эффективную логистику всего производственного процесса. Еще одно преимущество – низкие энергозатраты. По сравнению с традиционными холодильными системами – от предварительного выпекания, охлаждения, транспортировки до хранения и конечного выпекания – удается сэкономить до 60 процентов энергии. Традиционные холодильные технологии и технологии вакуумного охлаждения построены на совершенно разных принципах. Чтобы определить отличия, приведем краткий обзор традиционного процесса производства полуиспеченных продуктов. После первичного выпекания выпечка сначала охлаждается до комнатной температуры, затем замораживается в системах шоковой заморозки. Сначала охлаждается корка. При замораживании внутри выпечки уменьшается давление газов, что может приводить к образованию складок на ее поверхности. Поскольку охлаждение идет снаружи вовнутрь, свободная вода перемещается из мякиша к более холодной корке, там собирается и замерзает. После хранения при –18 °C производится конечное выпекание продукта. Чтобы температура в корке могла подняться до 140 °C и произошло потемнение (реакция Майяра), сначала должна испариться собравшаяся в корке вода.
Вакуумное охлаждение
При вакуумном охлаждении недопеченные
изделия направляются в вакуумную
камеру в горячем состоянии. Менее чем
за три минуты давление снижается до
необходимой отметки и внутренняя часть
выпечки охлаждается, к примеру, до 15 - 20
°C (см. информационный блок „Принцип
вакуумного охлаждения“).
Стабилизировавшаяся в процессе
охлаждения структура корки остается
в прежнем виде и после выравнивания
давления, гарантируя долгое сохранение
хрусткости и стабильность при
продолжительном хранении. Стабилизация
корки повышает устойчивость чувствительных продуктов к механическим
нагрузкам, что значительно упрощает
обращение с ними. Объем полуфабриката
примерно соответствует объему готовой
выпечки. Для некоторых типов выпечки
(круассаны, панеттоне, чиабатта и т.д.) можно
даже получить прибавку в объеме до 20
процентов. Увеличение объема продукта
зависит от его свойств и рецептуры.
Еще один феномен: водосодержащие
начинки (например, фруктовые или
творожные), начиная кипеть, не оседают, а
распределяются в имеющемся пространстве
закрытой тестовой заготовки.
Дополнительный аспект – быстрое
прохождение критических в
микробиологическом плане температур
от 60 до 30 °C. После охлаждения
происходит выравнивание давления
в камере посредством стерильного,
отфильтрованного воздуха, который также
проникает и в выпечку. Все это значительно
снижает микробиологическую нагрузку.
По сравнению с классической цепочкой
глубокого охлаждения – от шоковой
заморозки с низкотемпературным складом
до низкотемпературной транспортировки и
низкотемпературного хранения в магазине – здесь мы имеем более простую логистику,
поскольку для доставки не требуются
низкотемпературные рефрижераторы.
Охлажденная посредством вакуума и
заваренная в пакеты выпечка может до 10
дней храниться при плюсовых температурах,
что позволяет значительно снизить
потребность в холодильных площадях.
Выпекание готовой продукции
В процессе вакуумного охлаждения выпечка теряет большую часть свободной жидкости. В испарении воды посредством жара печи уже нет необходимости, поскольку она уже и так испарилась. Таким образом, вакуумное охлаждение заменяет некоторую часть второй фазы выпекания. При выпекании продукта до готового состояния потемнение корки происходит быстрее. По сравнению с традиционными технологиями время конечного выпекания сокращается до 30 процентов. Кроме того, в предупакованных булочках хруст корки сохраняется до 12 часов, а это означает, что булочки дольше остаются свежими. Повышенная свежесть охлажденной в вакууме выпечки, прежде всего, связана с изменениями в клейстеризации крахмала. Мякиши разных хлебобулочных изделий были исследованы посредством термоанализа DSC (= дифференциальная сканирующая калориметрия). Результат: доля природного крахмала по сравнению с мелкоштучной выпечкой, охлажденной без вакуума, уменьшилась примерно на 40%. Благодаря быстрому охлаждению из крахмального студня образуется меньше кристаллических структур, что препятствует ретроградации и повышает свежесть. Правда, исследования в этом направлении еще не закончены и нужно дождаться окончательного научного обоснования. Но, кроме этого, путем профильного органолептического анализа специалисты IGV подтвердили описанный факт стабилизации хлебобулочных изделий. Охлажденные в вакууме булочки после холодильного хранения (4 °C) имеют значительно лучшие показатели по поджаристости, хрупкости, корке или складкам, чем булочки, охлажденные традиционным способом.
Аромат и свойства
После внедрения первых систем вакуумного охлаждения на пекарнях новую технологию часто
обвиняли в том, что вместе с водой улетучивается целый ряд ароматических и вкусовых веществ.
Хотя потери аромата и нашли свое частичное подтверждение, они, прежде всего, зависят от степени
конечного выпекания.
Влияющие на аромат и вкус вещества в любой выпечке
выделяются, главным образом, в процессе выпекания
и подрумянивания. За это, в первую очередь, отвечает
реакция Майяра, при которой белковые составляющие
(например, аминокислоты и сахарные вещества) химическим
путем соединяются с меланоидинами. Поскольку такое
„неферментное подрумянивание“ происходит лишь во
второй фазе выпекания, произведенное ранее вакуумное
охлаждение не может отрицательно повлиять на
возникающий при этом аромат.
Благодаря стабилизации недопеченных хлебобулочных
изделий при вакуумном охлаждении вполне достаточно,
чтобы во время первой фазы выпекания образовывался
один только мякиш (внутренняя температура 98 °C)
без подрумянивания корки. Таким образом, реакция
Майяра сможет полностью проявить себя во второй фазе
выпекания.
С другой стороны, потребитель судит о качестве выпечки
не только по вкусу. Такие факторы, как внешний вид (форма,
румяность), разжевываемость, поджаристость, хрупкость
и прочее тоже играют важную роль в качестве выпечного
продукта.
Специалистами IGV был проведен соответствующий
профильный органолептический анализ. Они сравнили булочки, произведенные по вакуумной
технологии, с обычными образцами, взятыми из магазинов.
Сопоставление образцов по ассортиментным группам показало, что при соответствующей
оптимизации процесса вакуумного охлаждения под индивидуальные свойства продукта можно
производить выпечку, которая по качеству ничем не отличается от традиционных, продаваемых
в магазинах изделий, а по некоторым позициям (внешний вид, форма, корка) значительно их
превосходит. В общем, даже по усредненным результатам „вакуумные булочки“ оказались на
первом месте.